Член экипажа «Аполлон–16» Чарльз Дьюк – десятый человек, ступивший на Луну, и участник рекордного заезда на поверхности спутника Земли. На луномобиле – одном из самых передовых и инновационных электромобилей в истории – он вместе с напарником Джоном Янгом разогнался до 18 км/ч, но на Земле машин с электродвигателем ещё не водил. Именно это упущение и было исправлено в честь юбилея первого лунного тест-драйва.
85-летний астронавт и генерал ВВС США Чарльз Дьюк за рулем Porsche Taycan поделился впечатлениями от управления современным электромобилем, а также вспомнил свои поездки по Луне.
Чарльз Дьюк
«На мой взгляд, LVR (lunar roving vehicle – лунный вездеход) был первым по-настоящему надежным, прочным и выносливым электромобилем», – рассуждает Дьюк. «Две батареи и около 100 ампер часов мощности, у каждого колеса своя независимая подвеска, шины, сделанные из проволоки. Последнее, кстати, показалось мне полным безумием в начале, но на самом деле идея гениальна: проволочные шины обеспечивали на лунном грунте идеальное сцепление».
В начале 1970-х годов конструкция LRV была действительно революционной. За 17 месяцев был создан лёгкий (210 килограммов), но абсолютно надежный аппарат, который, к тому же, разбирался на части для перевозки в тесном командном модуле – запускать отдельную ракету для доставки на Луну этой машины было слишком дорого.
в июле 2021 года исполняется 50 лет с тех пор, как первый луномобиль отправился на спутник. В начале 1970-х годов конструкция LRV была действительно революционной.
Поездки по Луне
«На Луне машина весила всего 80 фунтов (36 кг), – говорит Дьюк, – Так что вы бы могли её даже поднять. При этом ей по силам был груз в 1 200 фунтов (544 кг). Мы собрали луномобиль, поставили сиденья, включили двигатель и поехали. Пешком можно было отдаляться от места посадки только метров на четыреста, на машине же мы могли путешествовать на расстояния в шесть-семь километров от своего корабля. Это было революцией в исследовании Луны, поскольку теперь мы получали образцы из всех этих мест на крайних точках».
Три метра в длину и почти столько же в ширину, в основе LRV – трубчатое алюминиевое шасси, к которому прикреплена подвеска на торсионах спереди и сзади, обеспечивающая щедрый дорожный просвет в 360 миллиметров даже при полной загрузке. Упомянутые выше проволочные колеса были покрыты металлическими планками, игравшими роль протектора. В движение аппарат приводился четырьмя электромоторами мощностью 0,25 л. с. каждый, а для управления вместо руля использовался джойстик.
«Эта штука могла преодолевать 25-градусные уклоны, – с улыбкой вспоминает Дьюк. – На второй день мы отправились к горе Стоун Маунтин и начали подъём. Мне казалось, что я вот-вот выпаду из машины, но позже оказалось, что поездка вниз будет ещё более захватывающей. Я рад, что мы были пристегнуты, так как эта штука прыгала как сумасшедшая». В общей сложности Чарли Дьюк и его напарник Джон Янг за время экспедиции преодолели на своём LRV более 26 км, максимально удаляясь от лунного модуля на 4,5 км, однако аппарат был способен работать и дальше.
«Я не думаю, что за время нашего трёхдневного пребывания на Луне мы использовали даже половину заряда батарей», – говорит Дьюк. «Когда мы улетали, то оставили машину на стоянке с включенной камерой, чтобы зафиксировать взлёт. Только через несколько дней батареи сели полностью. Луномобиль был чрезвычайно надежен, и я думаю, что даже сегодня, если бы мы вернулись с новыми батареями, то могли бы установить их и снова поехать. Я всегда говорил, что если вам нужен автомобиль стоимостью 8 миллионов долларов с разряженным аккумулятором, то я могу указать точное место, где он припаркован».
Чарльз Дьюк и Taycan Turbo S
Несмотря на то, что Дьюк водил один из самых передовых и инновационных автомобилей в истории человечества, он никогда не ездил на гражданских электромобилях, пока Porsche не предложил ему испытать электрический Taycan на небольшом аэродроме недалеко от Остина, штат Техас.
«Мне, конечно, доводилось управлять гольф-каром, – говорит Дьюк, – Но здесь, на Земле, я никогда не ездил на полностью электрической машине для обычных дорог. В новом автомобиле, как и в кабине нового самолёта, я сначала оцениваю обзорность и расположение органов управления в кокпите. Могу сказать, что Taycan – удивительная машина, технологии в которой значительно превосходят то, что было в нашем лунном автомобиле».
Интерьер Taycan Turbo S
Все три использовавшиеся в экспедициях LRV были оставлены на поверхности Луны, где они стоят по сей день. Первопроходцы космических дорог вот уже полвека собирают лунную пыль, но мир внизу не стоит на месте, а храбрость и упорство Дьюка и его коллег-астронавтов остаются источником вдохновения для всех тех, кто продолжает раздвигать границы мобильности, совершая маленькие шаги и огромные прорывы.